Моя Любовь Васильевна

17 ноября  исполнилось  бы   77 лет со дня рождения  удивительного человека, знакомого всей Горбатке и Селивановскому району —  Любови Васильевны Ермолаевой. 

Корни её из Костромы  и Волосатой, откуда родом были её родители.

Многообразная деятельность Любови Васильевны была связана и с пионерским лагерем «Зелёная поляна», начальником  которого она была много лет, и с учащимися «восьмилетки», где она недолго вела английский язык, но вела так, что полностью её 9 класс выбрал английский для сдачи экзаменов и поразил проверяющих своими знаниями. Любовь Васильевна возглавляла общий отдел райкома партии и посещала самые отдалённые местечки нашего района, очень любила простых людей и они ей отвечали взаимностью. 

Много лет она помогала изучать английский язык тем детям, которые хотели наилучших знаний, и они все ей очень благодарны.

 Но, наверное, самое интересное – это её поэтический дар. Она стала поэтом-краеведом родных мест. И долго ещё будут последующие поколения  селивановцев цитировать её стихи.

Своими воспоминаниями о Любови Васильевне поделились люди, которые работали с ней или учились у нее.

У меня она осталась в памяти женщиной серьезной, но с доброй  улыбкой на лице. Несмотря на ее строгость,  которая выражалась в прическе, манере одеваться, она была очень веселым человеком, любила пошутить. И было в ней что-то что притягивало. Когда она заменяла у нас уроки, мне всегда нравилась ее доброжелательность, манера разговаривать. Когда мы встречались на улице, она здоровалась с приветливой улыбкой на лице. 

Я очень люблю все стихи Любови Васильевны. Из них сложно выбрать любимое. Особенно мне нравится перечитывать: 

Старые колодцы

Сколько было в поселке колодцев,
Да засыпали их давно,
Не звенит там вода, не льется,
Только снятся они все равно…

 Я не застала колодцев на Горбатке, но стихи Любови Васильевны читают люди разного возраста, потому что они философские, дают толчок к размышлению о жизни — время идет, мир меняется, «Все теперь по-другому, по-новому…». 

Горбатским медсестрам
…По плечу работа молодым,
Все проблемы разрешают смело,
Продолжают вверенное им,
Матерями начатое дело.
Остаются верными мечте,
В их сердцах - любовь и пониманье.
Значит - жить вовеки доброте,
Если живо к людям состраданье.


Хирургия

…Мы уйдем, но поступят другие,
Снова стоны, страданье, испуг.
Ярко светят огни в хирургии - 
Надевает перчатки хирург…

А это стихотворение все мамы не могут читать без слез. Как быстро растут наши дети! 

Мои ученики

Пролетели школьные деньки,
Скрылись и назад не оглянулись.
Выросли мои ученики,
Отслужили в армии, вернулись.
Повзрослели, раздались в плечах
И подстриглись по последней моде,
Стали независимей в речах
И спокойно курят при  народе.
Побывали в дальней стороне
И познали горечь расставанья,
Слава Богу, что не на войне
Были их «бои» и испытанья.
Позабыли там о мелочах,
Научились экономить время.
И несли на молодых плечах
Им судьбою посланное бремя.
Возвратились мальчики домой,
Появились новые заботы,
Снова покидают кров родной
В поисках удачи и работы.
Мамы со слезами на глазах
Их опять в дорогу собирают,
И они с надеждою в сердцах
Города большие покоряют,
Провожают девушек своих
И ведут уверенно машины…
Я считаю маленькими их,
А они уж взрослые мужчины.

Любовь Васильевна оставила яркий след в истории нашего района — ее стихотворения содержат в себе искреннюю любовь к малой родине. Спасибо!

Екатерина Тихонова

Школа N7 Ковров, 1966 год

Людмила Александровна Артемьева

Так получилось, что я знала Любовь  Васильевну почти всю жизнь: с её братом Николаем  мы одиннадцать лет учились в одном классе, Я, конечно, знала, что у него есть старшая сестра, но Любови Васильевны долгое время не было на Горбатке, а потом не было меня, я училась. Но с начала 70-х годов наши пути постоянно пересекались через райком партии, где она работала: мы  часто ездили на семинары во Владимир, была  туристическая поездка по маршруту  Ленинград-Псков-Новгород. В ней участвовала большая группа пропагандистов, среди которых была и я. Не помню, возможно, Любовь Васильевна возглавляла нашу делегацию.

1979 год

В 90-е годы она стала работать  в Красногорбатской основной общеобразовательной школе,  и я вернулась в школу, в которой начинала когда-то свою педагогическую деятельность. Мы были очень дружны своей маленькой «учительской», в которой располагались все гуманитарии — Надежда Николаевна Бубнова, я Людмила Александровна Артемьева, София Ивановна Кожадей, Татьяна Алексеевна Шинкевич. Вообще в школе того времени    работали и были дружны Вера (Вера Викторовна Макарова), Надежда (Надежда Николаевна Бубнова), Любовь (Любовь Васильевна Ермолаева) и София (София Ивановна Кожадей).

Это было замечательное время. Любовь Васильевна вела английский в классе, который, мягко говоря,  был не очень сильным. Каково же было удивление, когда этот класс целиком выбрал  английский для сдачи экзаменов и блестяще  его сдал.

 В последний год жизни Любови Васильевны мы с ней особенно сблизились. Встретились как-то на улице, поговорили о том о сём. А потом я решила принести ей только что вышедшую книгу «Боровичи-Селиваново», так началось наше  заключительное общение. Мы много с ней разговаривали о жизни, о вере, об общих знакомых. Я сделала вывод — Любовь Васильевна очень любила простых людей – телятницу Машу из Теренино, продавца Анну Степановну из Селиванова  и многих других.  Последнее время она очень сильно болела, приступы астмы были ежедневными. Но она всегда говорила: «Вот вы приходите и всё проходит», а я старалась прийти к ней в православные праздники. 

Любовь Васильевна очень хорошо отзывалась о соседях, о Юлечке Смирновой — её бывшей ученице, Юле Тихоновой, помогавшей ей во всём. 

Царство небесное Любови Васильевне.

Красногорбатская основная общеобразовательная школа, май 1999 год
Зуйкова Татьяна Павловна,
учитель-ветеран

Давным - давно мы были молодыми,
Давным - давно, а кажется вчера,
Все звезды в небе были золотыми
И пахли тополями вечера.

Вот такими стихами я начну воспоминания о Ермолаевой Любови Васильевне — очень умном, интеллигентом, добром человеке, прекрасной поэтессе, моей коллеге и подруге. Первое наше знакомство произошло в 1971 году в пионерском лагере «Зеленая поляна». Я была старшей пионерской вожатой, а Любовь Васильевна — начальником.

Лагерь «Зеленая поляна», 1972 год

В те годы в лагере отдыхало до 260 человек. Надо было сделать жизнь детей интересной, комфортной, сытой, поэтому Любовь Васильевна отдавала много сил этой работе, постоянно заботилась о поступлении продуктов, белья, оборудования, организовывала работу педагогического коллектива. Она не ляжет спать до тех пор после отбоя, пока не пересчитает всех детей в кроватях. Лагерные два года стали для меня годами воспитания многих человеческих отношений.

Отряд III лагеря «Зеленая поляна», лето 1972 год

Именно Любовь Васильевна посоветовала мне выбрать директорство в Маланьинской (так называлась Переложниковская школа)  школе в 1972 году, и я ей за это благодарна. Там я выросла как руководитель, пропагандист, там я нашла вторую половину и там родились мои дети. Все эти семь лет мы с ней очень много общались. С каждым праздником она присылала трогательные поздравления в стихах, приезжала в гости. Открытая, доброжелательная, веселая, озорная — она была душой всех компаний.

По ее рекомендации я была переведена в аппарат райкома КПСС. Это сейчас очень много негатива выливается на деятельность Коммунистической партии, но я думаю, что мы делали большое дело. Мы работали с людьми: непосредственное общение, глаза в глаза. Пропагандисты, агитаторы рассказывали о мировых событиях, жизни в стране, области, организовывали субботники, праздники, демонстрации и сами принимали самое активное участие. Всем этим занимался отдел пропаганды и агитации, который много лет возглавляла Любовь Васильевна. Она была строгим руководителем, но справедливым и доступным. К ней всегда можно было обратиться по любому вопросу, она и подскажет и поможет.

С 1985 года я работала директором Красногорбатской восьмилетней школы. Мы также сохраняли с ней самые теплые отношения. И когда в 90-е годы не стало ни Советского Союза, ни Коммунистической партии многие лишились работы. Так Любовь Васильевна пришла в нашу школу учителем английского языка. Она в совершенстве знала язык, была умным, требовательным, добрым учителем, заботливым классным руководителем.

Своим ученикам она отдавала много своего личного времени. Развивающие и нравственные беседы, прогулки и походы на природу, уютные вечера и праздники, посещение на дому — все это сближало детей и учителя-классного руководителя, поэтому ребята ее очень уважали и любили. А мы — администрация — не знали проблем с этим классом. 

Уйдя на пенсию Любовь Васильевна поддерживала тесные и добрые отношения с коллегами, приходила в школу на День учителя, другие мероприятия. Мы встречались с ней на презентации ее книги великолепных, профессиональных и трогательных стихов.

И самые искренние, светлые воспоминания о Любови Васильевне  Ермолаевой я хотела бы закончить словами ее же стихов, которые она написала мне:

Нам жизнь свои готовит испытанья,
Все надо пережить, перетерпеть,
Чтоб самые тяжелые страданья
Не позволяли сердцу очерстветь.
Пусть жизнь идет как в день 8 марта,
И мирными пусть будут вечера.
Пусть наше наступающее завтра
Намного будет лучше, чем вчера.

Виктор Семенович Прохоров


Сегодня больно говорить о Любови Васильевне в прошедшем времени. Ушел из жизни большой человек, замечательная женщина, интеллигентка, широкой души поэтесса.

Очень памятны времена работы с ней конца 70-х — начало 80-х годов прошлого века. Она работала в аппарате Селивановского райкома КПСС, мне доверили возглавить партком леспромхоза. Одним из направлений  ее деятельности в отделе пропаганды и агитации райкома партии было создание кабинетов политпросвещения на больших предприятиях, в организациях и учреждениях. Любовь Васильевна очень ответственно относилась к порученному делу, помогала мне в его оформлении, понимая разбросанность наших лесничеств, специфику лесного производства и хозяйства. Она заботилась, чтобы кабинеты политического просвещения постоянно работали.

В дальнейшем судьба меня свела с Любовью Васильевной по работе в аппарате райкома КПСС.

Вспоминается ее энергия, с которой она готовила и проводила единые политдни, в которых участвовали партийные работники и актив. Проводились эти политдни ежемесячно. Тематика этих мероприятий готовилась отделом пропаганды и агитации райкома партии, который к тому времени возглавляла Любовь Васильевна. Вдумчиво составлялись тезисы темы политдней, которые мы получали накануне выездов на предприятия, фермы, в организации. Она и сама была прекрасным пропагандистом. 

Еще хотелось бы подчеркнуть, что Любовь Васильевна была творческим человеком. Она любила стихи и умела их сочинять. Если мы отмечали Дни рождения, то она дарила открытку имениннику со стихами собственного сочинения. Да так метко подмечала особенные черты в характере, привычки, что мы удивлялись, когда успела увидеть, как тонко подчеркнула.

Это был умный человек. Она много читала и много знала. По роду своей деятельности Любовь Васильевна бывала в церквях района, видимо, знакомство с православием наложило свой след, она была верующим человеком. И, мне кажется, обладала даром предвидения. Как-то во время обсуждения обстановки в стране в апреле 1985 года, она мне сказала, что последним правителем советского государства будет Михаил. На что я отвечал: «Да полно, откуда знаешь?» Она ответила: «Увидишь.»  И сегодня, много лет спустя, удивляюсь, а ведь она была права.

Вот с таким умным и замечательным человеком довелось мне работать! Жаль, что ее с нами нет. Царствие ей небесное, она это заслужила. Память о Любови Васильевне Ермолаевой будет всегда!

Партконференция, 6 декабря 1980 год

Кира Сергеева (училась у Л.В. Ермолаевой в 2006 — 2016гг. Сейчас студентка Национального исследовательского университета МЭИ, 2 курс)

Сколько тепла и любви появляется в сердцах людей, когда произносят имя этого удивительного человека. Любовь Васильевна была моим самым любимым Учителем и дорогим другом, который всегда приходил на помощь, когда это требовалось. Помню, я маленькая, как и все ее ученики вначале, пришла на первое занятие с мамой. Мне было страшно от неизвестности того, что меня ожидает дальше. В тот момент я даже не могла представить, как этот человек изменит мою жизнь навсегда. С каждым днём мы узнавали друг друган все больше и больше. Английский перестал быть таким сложным, каким казался. Мы читали множество книг, изучали историю и географию страны, язык которой я так хотела выучить. Это было незабываемо. Каждый урок, каждая письменная и устная карточка с домашним заданием были наполнены любовью этого человека к своим ученикам. Помню, как однажды я не выучила слова, и Любовь Васильевна меня отругала, я очень расстроилась, но она сказала мне очень важные слова: «Кира, ты мне не безразлична!». Я запомнила это на всю жизнь. Мы часто разговаривали о случаях из жизни и доверяли друг другу секреты. 

Любовь Васильевна была для меня не только учителем английского, она стала для меня мерилом того, каким должен быть человек. Уроки жизни этого преподавателя навсегда останутся с ее учениками. А мы в свою очередь навсегда сохраним память о нашем дорогом друге и Учителе. 

Ульяна Семенова (Сергеева) (училась у Л.В. Ермолаевой в 2002 — 2009гг. Сейчас работаю в сфере информационных технологий в Бельгии)

С её  именем вспоминается строгая, уютная комната, рабочий стол, по правую руку от  которого  — стул Любови Васильевны. Часы тикают, в доме тихо — идёт занятие. Всегда со вкусом одетая,  одновременно строгая, веселая и современная, она закладывала прочный фундамент в нас — своих учеников — на всю жизнь. Мы познакомились с ней, когда мне было 10 лет. Сначала она стала мне Учителем, а затем дорогим и любимым Другом. Наверное, только спустя годы, повзрослев,  я стала понимать, какую большую часть своей жизни она отдавала своим ученикам. Редко встретится такой человек, который столько своей души и времени готов посвятить другим людям. Любовь Васильевна учила нас не только английскому языку, но расширяла кругозор, разговаривая с нами о разных людях, событиях , странах . От неё мы узнавали факты из истории, литературы, географии,  о музыке и искусстве. От неё маленькая девочка из поселковой школы узнала  происхождение слов «Хулиган» и «Макинтош», что едят на завтрак англичане и впитала любовь к «исконному британскому» произношению слов против американского, узнала, кто такие Одри Хепберн и Джеймс Гордон Браун. Знания, которые она давала в очень запоминающейся форме, часто сопровождая такими примерами, которые спустя долгие годы живут в  моей голове, пригождаются мне до сих пор. Эти знания не только о языке, но и о жизни в целом.

Я очень скучаю по моей Любови Васильевне и по-детски жду, когда снова услышу от неё «Вот так, дорогая моя девочка».