«…Чтобы не перестала память
родителей наших и наша, и свеча бы не угасла»
(Симеона Гордого «Завещание» 1353)
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание является главным направлением в работе Православной гимназии имени прп. Серафима Саровского. С 2013 года учащиеся собирают материал о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Составлена Книга Памяти, оформлен стенд «Бессмертный полк». Одна из фотографий, помещенных на стенд, обращает на себя особое внимание. На фото служитель церкви, о чем свидетельствует его облачение, а грудь украшают боевые награды. Поражает внешнее сходство священника – воина с директором гимназии протоиреем Владимиром Соловьевым. Читаешь фамилию – Соловьев Иван Арсентьевич, а в скобочках две даты (1919 – 2005г.г.).
Становится понятным, что это отец директора Православной гимназии и одновременно настоятеля Крестовоздвиженского храма и благочинного Вязниковского округа, протоирея отца Владимира. Осенью 2017 года исполнилось 40 лет священнической службе директора нашей гимназии.
Жители Вязников привыкли величать его просто – отец Владимир.

Благочинный Вязниковского церковного округа, митрофорный протоирей, настоятель Крестовоздвиженского кафедрального Собора отец Владимир – один из династии священнослужителей Соловьевых. Без малого век судьба этой семьи неразрывно связана со служением Господу. Это столетие в истории страны легким не назовешь. Резко изменилось в 1917 году все – от названия страны до уклада жизни в ней. Новая власть приступила к строительству нового государства, что не могло не отразиться на положении семьи, ее устоях, формировавшихся веками. Служение Богу в России было делом, которому в роду следовало не одно поколение. Семья Соловьевых не стала исключением. Но продолжить следовать традициям в новом социалистическом государстве было очень трудно, а порой и опасно для жизни.
Только твердая вера в Бога позволила состоятся семейному делу Соловьевых. К этому выводу я пришла пытаясь проследить подвижнический путь семьи Соловьевых в рамках четырех поколений.
Исследуя данную тему, я работала с документами из личного архива семьи Соловьевых, фотографиями, материалами Энциклопедии Земли Вязниковской «Кто есть кто в истории Земли Вязниковской с XII века до нынешних дней», брала интервью у отца Владимира, что из-за его постоянной занятости было сделать непросто.
Пешком от Казахстана до Урала
Дед отца Владимира — Арсений Соловьёв — родился в православной крестьянской семье. Известно, что работал он бригадиром поезда на Китайско-Восточной железной дороге. Страну била лихорадка революции. Затем Гражданская война нарушила размеренный уклад жизни. Всё встало с ног на голову, и люди переезжали с места на место в надежде хоть как-то наладить быт. В то время Арсений Соловьёв оставил свою работу на КВЖД. В 1920-1921 годах по зову сердца прослушал пастырско-богословские курсы в г. Перми и в 1922 году принял сан священника.
Это решение было осознанным, несмотря на то, что это были годы, когда православную веру подвергали гонению. Вскоре репрессии коснулись и Арсения. Постреволюционное правосудие работало по отработанной схеме, и за доносом, написанном на отца Арсения, последовала ссылка. Это был 1929 год. Срок ссылки 2 года 9 месяцев.
“Мой дед дважды был в ссылках, — рассказывает отец Владимир. — В архиве нам, как близким родственникам, довелось прочесть его дела. Они содержали множество доносов. Была, например, запись, согласно которой при участии моего деда отравили 20 лошадей. Хотя их всего в колхозе было 12. Отец Арсений был честен, никогда ни на кого не клеветал и никого не порочил, никогда никого не предавал, а мужественно переносил тяготы заключения и ссылок. Последняя ссылка деда была в Казахстане, куда он был сослан в 1940 году на 5 лет. Отбыв её, до самого Урала он шёл пешком. Как дошёл — одному Богу весть. Обретя свободу, он опять стал служить в церкви. У него было семь дочерей и сын — мой отец — Иван.».
Советский спецназ
Иван Соловьёв родился в деревне Соловьёвке Щучье-Озёрского района Молотовской области (Пермский край) в 1919 году в семье крестьянина , позже – священнослужителя. С малолетства прислуживал в алтаре, помогал отцу, знал церковную службу. Окончил семилетнюю школу. С 1936 года работал счетоводом в местном колхозе. В 1941 началась война. В рядах Красной Армии Иван Арсентьевич с 17 июля 1941 года. Воевал в составе Калининского и Белорусского фронтов. Был сапёром командиром отделения 86-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона 18-й инженерной бригады.
“Когда зашла речь о призыве на фронт, моему отцу отказали, сославшись на то ,что он сын «врага народа», — говорит отец Владимир. Но положение на фронтах требовало пополнения. Стали забирать в армию всех. Иван был молодым и сильным и вызвался добровольцем в разведку. Он жил в сельской местности и, следовательно, многое умел. С конца июля 1941 года мой отец в армии.“
Сапёр в представлении большинства — это человек, который ползёт, режет проволоку, готовит проход для ударных сил. Однако подразделение Ивана Соловьёва можно было смело называть советским спецназом. Они и выполняли задачи спецназа. Бойцов штурмового батальона бросали вперёд, в самое пекло, где они уничтожали всё на своём пути. Об этом свидетельствуют записи в наградных листах к боевым орденам Ивана Арсентьевича: «В борьбе с группировкой противника в районе д. Тремин в уличном бою уничтожил 12… и пленил 11 вражеских солдат, действуя при этом смело и решительно». В другом наградном листе записано следующее: “…в составе штурмовой группы под сильным минометным огнем противника проделал проход в проволочном заграждении противника, прорвавшись вперед, забросал гранатами огневую точку, чем содействовал общему успеху. Сам был ранен, но вынес с поля боя тяжело раненого командира.”
Соловьев Иван Арсентьевич дошел до Берлина. Был награжден орденом Славы III степени(1944 год), Славы II степени (1945 год), медалями “За отвагу”, ”За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.
После победы дальнейшую службу проходил в Берлине. Окончил курсы финансовых работников и был назначен начальником финансовой части батальона. “В Германии женился на моей маме, там я и родился,” — вспоминает отец Владимир.
В 1948 году ударную сапёрную часть расформировали. Иван Соловьёв перевёлся в Уральский военный округ, где дослужился до старшего лейтенанта. Причиной ухода из армии стало несогласие с политикой, направленной против Георгия Константиновича Жукова, которая велась в стране в угоду Сталину.
“Папа стал работать на гражданке, — рассказывает отец Владимир. — К тому времени мой дедушка закончил служение. Ему было 95 лет. Он сказал сыну, что нужно продолжать дело служения Богу. Отец не противился наставлениям.
В 1958 году Иван Соловьёв был рукоположен митрополитом Ульяновским Мануилом в священники, стал отцом Иоанном. Отец Иоанн не сидел на месте. Он служил в Ульяновской, Куйбышевской, Свердловской, Владимирской, Горьковской, Ивановской областях… В стране, где религия была под запретом и государство не разрешало строить и ремонтировать храмы, Иоанн Соловьёв, пользуясь своим авторитетом, наводил порядок в церковном хозяйстве. Осуществляя служение в Нижегородской епархии, по его инициативе, 27 сентября 1989 года на Бору был открыт молитвенный дом в честь святителя Николая Чудотворца. На праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершил в нем первое богослужение. Протоиерей Иоанн Соловьев стал первым настоятелем молитвенного дома. Это было время перестройки в стране, когда отношение государства к церкви заметно потеплело. В 2003 году к молитвенному дому была пристроена и освящена колокольня, возведены купола. Позже молитвенный дом был переименован в “Православный приход церкви во имя святителя Николая Чудотворца г. Бор Нижегородской области ”. За патриотическое служение Родине и Церкви отец Иоанн был награжден Патриаршей грамотой. Вместе с матушкой Зинаидой в крепкой православной семье он воспитал троих сыновей и дочь. Двое сыновей, Владимир и Александр, как и их отец посвятили себя служению Русской Православной Церкви. В настоящее время один из них, благочинный протоиерей Владимир Соловьев, — настоятель Вязниковского Крестовоздвиженского кафедрального собора, директор Православной гимназии в городе Вязники.
Кнутом и пряником
“Я никогда не думал, что буду священником, — говорит отец Владимир. — У меня росли двое детей.

И вот на 28-м году жизни отец сказал: «Надо служить». Жена сначала была против: хотя и была из верующей семьи. Но однажды ей был сон, чтобы я шёл в священнослужители. Она согласилась.
В 70-е годы государство стало относиться к церкви более лояльно. Уже начали разрешать поступать в духовные семинарии. Так и Владимир Соловьёв, пусть не сразу, но стал учиться на очном отделении. В 1977 году он был рукоположен в диакона и священника.
Церковная служба началась нелегко. Первый приход был в Горках Камешковского района, где располагался храм в честь Святой Троицы. Прихожане старались его восстанавливать, хотя власти особо делать это не давали. Как-то раз ночью в Горках прошёл ураган, и с церковной ограды снесло четыре железных проёма. “Взял молоток, взял гвозди, доски, какие были, заколотил”, — рассказывает отец Владимир. — Через неделю, примерно, меня вызвали в сельсовет, стали выяснять: на каком основании я не взял разрешение и начал ремонт. В другой раз обвалился печной боров на церкви, нарушилось печное отопление. Людей собрал, глину замесили, починили. Опять кто-то увидел и донёс. «Не имеете права без разрешения», — говорят. До абсурда доходило!»
Рядовые граждане тем временем продолжали идти в церковь. Появлялась и молодёжь. Впрочем, пока ещё посещение церкви было чревато последствиями. Слово «верующий» в советском государстве было сродни клейму и могло больно отразиться на учёбе, работе, карьере. Отец Владимир вспоминает:
“Вот у нас в приходе был фронтовик, орденоносец. Так ему сказали: «Уйди из церкви, не пой на клиросе, мы тебе новую квартиру дадим».
-Пряник предложили, кнутом-то напугать не получится. Только ему квартиру не надо было — у него была крепкая вера. В нашей церкви такой костяк собирался, что и доносов не было. Да и я всем всегда говорил, чтобы ко мне со сплетнями не приходили… Переводили нас с матушкой из прихода в приход, чтобы мы на одном месте не обрастали и нас легче было контролировать.”
Отцу Владимиру пришлось послужить в православных храмах села Горки Камешковского района, поселков Никологоры и Мстера Вязниковского района, села Арбузово Собинского района. В 1991 году отец Владимир назначается настоятелем Крестовоздвиженского храма и благочинным церковного округа, где и продолжает служить до сего дня. В 1992 году его возвели в сан Протоиерея. Благодаря его стараниям в 2001 году в Вязниках было основано негосударственное общеобразовательное учреждение “Православная гимназия имени Преподобного Серафима Саровского”, он же стал его руководителем.
Православная гимназия
В Вязниковском районе отец Владимир служит уже 26 лет, всего же стаж его служения 40 лет. Срок большой, но, по словам священника, он прошёл как один миг. За эти годы случалось всякое — и плохое, и хорошее. Появлялись задачи, которые казались невыполнимыми. Но отец Владимир не из тех людей, что «опускают руки». В 2000 году была поставлена задача: открыть в Вязниках Православную гимназию. К слову сказать, у Православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, открытой в Вязниках в 2001 году, были «непростые роды». Изначально отец Владимир даже отказывался её открывать.
«Ничего же не было, — вспоминает он. — Где? Как? Что? Но Владыка Евлогий благословил, и надо было браться за дело. Пошёл к Евгению Михайловичу, главе города, объяснил ситуацию. Бывший глава отдал нам разваленный детский садик. В нём тогда хотели что-то другое сделать, но здание не подошло, перекрытия деревянные были. Словом, мы его восстановили. Но наступило время, когда мест в детских садах стало не хватать. Приняли мы новое здание, — рассказывает отец Владимир. — Находилось оно в ужасном состоянии. Даже стёкла из рам выпадали и на ноги падали — хорошо, что никого не покалечили. В первый же год мы сделали окна, ну и до сих пор всё ремонтируем: школа-то старинная. Учредителем гимназии является наш храм, и если бы не было помощи Свыше, то ничего бы не получилось. Приходилось в жизни попадать в такие ситуации, что не знали, что и делать. Но, как сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Помолясь усердно Богу, отправлялися в дорогу». Все успехи в решении трудных дел и проблем я приписываю нашей заступнице Божией Матери, Казанской-Вязниковской.»
Немного о чуде
Отец Владимир рассказывает, что за годы его службы происходили десятки случаев, которые без веры невозможно объяснить. Так было и во время строительства церкви в исправительной колонии строгого режима – еще одна ноша на плечах отца Владимира.

«Познакомились мы с тогдашним начальником зоны, с Николаем Сергеевичем Панёвиным, начали с ним контактировать и построили первую церковь в местах лишения свободы во Владимирской области», — вспоминает отец Владимир. — Когда церковь построили, никак не удавалось купол возвести — месяц, два, три прошло. Не может быть такого, мы даже молебны служили! Потом поговорили с бригадиром, который сидел за неумышленное убийство. Оказалось, что он некрещёный! Ничего себе! Срочно покрестили его, и через три дня уже купол стоял на месте. Как это объяснить? Только помощью Божией.
А ещё раньше — при освящении места под строительство церкви — произошло еще одно настоящее чудо. Об этом даже газеты написали. Дождь, ливший весь день, как из ведра, внезапно прекратился. Выглянуло солнце, всё подсушило, а в небо взмыли десятки белых голубей.»
Хозяйственных проблем у благочинного не убавляется. Решается одна – тут же появляется новая.
«Сейчас на Соборной площади города у нас долгострой колокольни, — говорит отец Владимир. — Считаю, что здесь всё происходит по тому призыву, который сказал архиепископ Лука: «Как молимся, так и получаем». Никакого духовного образования не надо, чтобы понять эти слова. Когда в своё время в конце 90-х годов мы восстанавливали из развалин Троицкий храм, у нас 20 человек каждый день читали акафист Казанской Божией Матери, два года всё шло нормально. А потом перестали читать — кто заболел, кто уехал – и год оказался будто выброшен. Срочно возобновили чтение и на четвёртый год почти довели храм до завершения.»
В настоящее время Троицкий храм радует своим величием и красотой прихожан и жителей города. И в этом огромная заслуга отца Владимира. Постоянная занятость на службе не помешала вместе с матушкой Валентиной воспитать двоих детей и пятерых внуков.
Напряженный труд протоиерея Владимира Соловьева отмечен наградами Русской Православной Церкви: медаль ордена Русской Православной церкви Святого Равноапостольного князя Владимира, медаль ордена Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского, медаль казачества “За честь и верность”, орден Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени, орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского, Патриарший знак 700-летия Преподобного Сергия Радонежского.
Духовная сторона
Сын отца Владимира не изменил семейной традиции — сегодня служит настоятелем Кафедрального соборного храма в Юрьев-Польском районе (благочинный, 20 лет служения) и воспитывает двоих детей. Дочь с зятем-священником погибли в автокатастрофе, что стало для всех настоящим шоком. Остались пятеро внуков, которых воспитывали отец Владимир с матушкой Валентиной. Семейное воспитание в духе православия и любви к Господу определило выбор пути получения образования у четырех из пяти внуков. Они учились в семинарии при Троице-Сергиевой Лавре. Летом 2018 года отцу Владимиру исполнилось 70 лет. А через два года исполнится 50 лет совместной супружеской жизни с матушкой Валентиной – достойный пример для подражания внукам, которые будут создавать свои семьи.
Брат о. Владимира — протоиерей Александр Соловьёв – служит в настоящее время настоятелем храма в г. Иванове, совмещает служение с исполнением обязанностей помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области, организует работу с верующими, находящимися в местах заключения. Брат матушки и племянники также избрали стезю пастырского служения.
Без малого 100 лет отдано служению Церкви представителями рода Соловьевых. Большая часть времени пришлась на трудные годы в истории нашей страны. Только вера православная, глубоко чтимая в каждой семье рода Соловьевых, позволила не прервать духовной преемственности, у истоков которой стоял Арсений Соловьев.
Выполняя эту работу, я получила возможность пополнить свои знания о людях особого долга – долга служения Богу. Они, не взирая на времена в истории Отечества, не предали дела, благороднее которого нет на земле.
Автор работы:
Коробцова Серафима Артуровна, ученица 11 класса ЧОУ «Православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского», г.Вязники, Владимирской области
Руководитель: Богомолова Любовь Александровна, учитель истории и обществознания